Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?

Под редакцией эксперта: Надежда Примочкина, диетолог — 23.11.2019

Пост для верующих Римско-католической церкви – это не только воздержание от пищи, но и отказ от развлечений. Католический пост — не очень строгий, в сравнении с православным. Прихожане должны соблюдать его, отказываясь самостоятельно от вредной для организма еды. Каждый определяет то, что он не станет употреблять, например — сладости, газированные и спиртные напитки, фаст-фуд.

Также большинство католиков придерживаются специальной диеты.

Календарь католических постов – когда начинаются и когда заканчиваются посты в католической церкви?

Католики выделяют два поста: традиционный, его каноны формируются в середине 20-го века, и современный. Второй — более легкий, его придерживаются сейчас многие верующие. Последователей первого же мало.

  • Католический пост длится в течение 40 дней.
  • Начинается он в Пепельную среду, за 6 недель и 4 дня до Светлого праздника Пасхи. В этот день в храмах совершается древний обряд – в знак покаяния посыпают головы пеплом.

Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?Чтобы было понятно, как построена система католического питания, отметим, что католическая церковь различает два понятия — «постный день» и «день воздержания».

  • В постные дни верующие обязаны отказать себе только в количестве потребляемой пищи. Разрешено покушать один раз полноценно, при этом — наесться досыта. А во время двух других приемов пищи следует уменьшить свою обычную порцию. Конечно же, пища должна быть постной, то есть — без мяса, молочных продуктов и яиц.
  • А день воздержания подразумевает ограничение в мясе и мясных блюдах. Многие католики отказываются также в этот день от молока, яиц, сыра, творога, так как они являются продуктами животного происхождения. Кушать или нет эти продукты – решает каждый верующий для себя сам. Как такового, запрета на молочные продукты в день воздержания не существует, это лишь — рекомендации, которые современные католики могут и не выполнять.

Теперь рассмотрим традиционную систему католического поста:

  • Начиная с понедельника по субботу – постный день.
  • Пепельная среда и все пятницы поста – совместно с постным днем проводят день воздержания.
  • Великая Суббота – постный день и день воздержания.
  • Каждое воскресение поста – обычный день.

Современная система католического поста отличается от базового, она более лояльна:

  • Пепельная среда – проводят постный день и день воздержания.
  • Все пятницы – день воздержания.
  • Великая Пятница, а также Великая суббота – совместно с постными днями поддерживают дни воздержания.
  • В остальные дни – обычное питание.
  • В 2015 году Католический пост начнется 18 февраля и закончится 4 апреля.

Список разрешенных и запрещенных продуктов

Продукты, которые разрешены во время Католического поста

  • Крупы.
  • Изделия из муки: макароны, хлеб, сухари, овсяное печенье, а также другие продукты, в составе которых нет молока и яиц, например, постные блины и пряники.
  • Свежие овощи: кабачки, картофель, морковь, огурцы, помидоры, капусту, баклажаны, перец, свеклу и другие.
  • Морепродукты: рыбу, крабы, креветки, мидии, кальмары, и т.п.
  • Зелень.
  • Любые фрукты и сухофрукты.
  • Грибы.
  • Из бобовых: фасоль, горох, чечевицу.
  • Орехи.
  • Мед, карамель.
  • Засолки и маринады.
  • Семечки, цукаты.
  • Сладкую и минеральную, газированную воду, квас, любые соки, компоты, кисели.
  • Соевые продукты.
  • Растительное масло.

Пища, которая запрещена в католический пост

  • Любое мясо.
  • Яйца.
  • Рыбу.
  • Растительное масло.
  • Молочные продукты.

Отметим, что рыбу можно кушать два раза в течение поста – на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Поэтому мы отнесли ее в две группы.

В любую субботу и воскресенье верующие могут позволить себе растительное масло, но в другие дни поста оно запрещено.

Что касается яиц, молочных продуктов, то употреблять их можно в любой день, кроме пятницы. Именно в каждую пятницу католики проводят дни воздержания и отказываются еще и от любого мяса.

Рацион питания католиков в пост – примерное меню в католический пост

Католические священники считают, что пост – это не диета. Верующим стоит уделить внимание духовной стороне. Важно – чтобы человек очищался не только телом, но и душой.

Система питания католиков очень проста. Она основывается на постных блюдах.

Рассмотрим рацион, опираясь на дни недели:

    • Первый день наступления поста

Верующие должны полностью отказаться от пищи. Можно пить воду в неограниченном количестве.

    • Во второй день постующие занимаются сухоедением

Можно кушать всего лишь один раз в день и употреблять сырые, свежие овощи и фрукты. В следующие дни сухоедения –понедельник, среду и пятницу – можно добавить в рацион хлеб.

  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?В каждый вторник и четверг поста трапезничайте только один раз в день растительной пищей
  • В каждую субботу и воскресенье разрешено добавить в рацион растительное масло.

Часто у католиков возникают трудности с питанием и готовкой постных блюд. Ниже мы расскажем, какие блюда – постные, и как их приготовить:

  • В дни сухоедения оптимальным будет салат из свежих овощей, маринованных огурцов или квашеной капусты, а также изюма и орехов. Можно приправить блюдо лимонным соком, либо другими салатными заправками. А фруктовый салат можно заправлять медом.
  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?Растительную пищу следует варить, готовить на пару или тушить. Можно отваривать овощные бульоны и добавлять в них разные крупы. Кроме того, подойдут и каши, сваренные на воде.
  • Готовьте пищу в мультиварке, духовке, пароварке или на тефлоновой сковороде.
  • Не злоупотребляйте специями.
  • Забудьте о жаренной, острой, соленой и сладкой еде на время поста.

Предлагаем примерное меню для тех, кто придерживается Католического поста. Так как верующим можно питаться два раза в день, составим меню с полноценным обедом и легким ужином. Если вы считаете, что необходимо трапезничать один раз в день, можете совместить два приема пищи в один.

Понедельник

  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?Первое блюдо на обед – постные щи с грибами, морковью, картофелем, луком, квашеной капустой и зеленью.
  • На ужин приготовьте легкий салат из яблок, грецких орехов и тыквы. Можно заправить его столовой ложкой меда.

Вторник

  • В обед побалуйте себя запеченными овощами в горшочках. Блюдо будет состоять из кабачков, лук, моркови, перца, помидора. Можно добавить в него зелень, чеснок или лавровый лист.
  • Вечерний прием пищи – диетическая фасоль. Не пугайтесь слова диетическая, она очень полезна для организма и приносит необходимые витамины и вещества. Отварите фасоль, добавьте к ней свежий лук, соль и зелень.

Среда

  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?Первое блюдо в обед – постный борщ. Он готовиться из белой фасоли, свеклы, сельдерея и зелени.
  • Второе блюдо на ужин – яблочный пирог. Его легко приготовить. В состав входят – яблоки, сахар, мука и манка. Также можно добавить корицу, мед, абрикосовый джем или орехи.

Четверг

  • В обед вы однозначно наедитесь гречневой кашей с грибами. Она готовиться в горшочках. Добавить к основным ингредиентам можно морковь, лук, зелень и соль по вкусу.
  • Вечером вы можете приготовить салат из свежей капусты, моркови, чернослива без косточек и лимонной цедры. По вкусу добавьте немного сахара и соли.

Пятница

  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?На обед отварите риса и овощей, получится отличный суп.
  • А вечером трапезничайте тушеной капустой с овощами.

Суббота

  • В обед приготовьте на первое блюдо суп-пюре из картофеля и моркови. Добавьте в него чеснок и зелень.
  • Трапезничать вечером можно и обычным салатом из свежих овощей: свежего лука, огурцов, помидоров, перца и зелени. Добавьте в блюдо немного бальзамического уксуса. Сварите кисель или компот из сухофруктов.

Воскресенье

Свободный день от поста. Можете скушать все, что хотите.

Поделиться ссылкой:

(1

Источник: https://SpecialFood.ru/sf-sovety/religioznoe-pitanie/pitanie-v-katolicheskij-post/

«Выйти из зоны комфорта»: как постятся православные, католики и протестанты

У двух крупнейших ветвей христианства — православной и католической церквей вторую неделю длится Великий пост. Это время описывается как подготовка к празднованию Воскресения Иисуса Христа.

С внешней стороны это выражается в некоем строгом ограничении в еде и регулярном посещении богослужений. Однако при детальном рассмотрении можно заметить, что пост не имеет универсальной формы. В нем нет единообразных правил для всех верующих.

 ЕАН разбирается, как постятся перед Пасхой православные, католики и протестанты.

  • «У каждого своя мера поста»
  • Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?
  • О Великом посте в Русской православной церкви корреспондент ЕАН поговорил с настоятелем храма святого Георгия Победоносца в Североуральске, иереем Симеоном Шестаковым.
  • — Отец Симеон, зачем вообще нужен пост перед встречей Пасхи?

— В период раннего христианства верующие руководствовались логикой: «Христос пострадал ради нас, поэтому и нам неплохо бы пострадать ради него». Это в каком-то смысле духовное упражнение, чтобы стать свободнее от привязанностей, утихомирить свои страсти. Смысл поста в том, чтобы ограничить себя от искушений, которые могут отвлечь от духовной жизни.

— Каких целей добивается человек такими упражнениями?

— В первую очередь, Великий пост — это время переосмысления жизни. Это осознание того, что корнем жизни человека является Бог. В это время нужно осознать себя таким, какой ты есть. Это необходимо, чтобы принести себя таким Богу и сказать: «Господи, я таков, прими меня, освяти и сделай лучше».

— Почему это нельзя сделать без ограничений в еде или еще в чем-то?

— Физические ограничения в пост необходимы постольку, поскольку нужно смирить нашу плоть. Бывает необходимо выйти из зоны комфорта, чтобы просто увидеть себя.

Но надо не забывать, что физические ограничения предназначены для физически здоровых людей. Человеку с какой-либо болезнью не так важно поститься, ограничивая себя в еде.

Здесь все должно быть с разумением и после совета со священником. Нужно понимать, что пост — это не какая-то диета, а нечто большее.

— Есть какие-то единообразные правила и ограничения для постящихся в рационе?

— Для каждого должна быть своя мера. Она определяется по совету священника. Тут не должно быть крайностей в плане того, чтобы сделать для себя пост максимально строгим, не рассчитав силы. Не нужно делать особый акцент на еде, поэтому замена рациона на, скажем, постные торты или постный майонез, — тоже крайность. Попытка обмануть свою совесть.

Читайте также:  Диета и питание при подагре: список продуктов, которые нельзя употреблять при подагре

— Под ограничениями понимаются и развлекательные мероприятия. Но если речь идет о театре или филармонии, то это не всегда ведь развлечение? Например, постановка по Достоевскому?

— Театр театру рознь. Лучше, конечно, ограничить себя в посещении спектаклей, но все зависит от того, насколько человек созрел для таких вещей. Если он еще только стремится к духовной жизни и культурное мероприятие его может обогатить, то ничего страшного в этом нет. Но он ничего не потеряет, если не пойдет во время поста в театр.

— В последнее время Великого поста порой стараются придерживаться невоцерковленные люди. Для них есть в этом смысл?

— Если у человека есть к тому желание, то смысл есть. Здесь действует золотое правило святителя Иоанна Златоуста: «Подсчитай, сколько стоит твой обед с мясом, сколько стоит без мяса. Съешь обед без мяса, а разницу отдай нуждающимся».

Как постятся католики?

Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?

Во внешней форме пост в католической церкви немногим короче по сравнению с РПЦ — 40 дней вместо 49. Начинается он с Пепельной среды, которая в этом году пришлась на 14 февраля. Свое название этот день получил от древнего обычая в знак покаяния наносить на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей.

Пост у католиков выглядит не таким строгим, как у православных. Согласно правилам, установленным Конференцией католических епископов России, Великий пост не подразумевает непрерывного воздержания от мяса. Строгого поста католики придерживаются лишь по пятницам и в Пепельную среду. Однако и в эти дни разрешено употребление яиц и молочной продукции.

Также для христиан предусмотрена и другая форма поста: прием пищи не более трех раз в день и только единожды — досыта. Если верующий не в состоянии придерживаться указанных правил, ему следует дополнительно совершать молитвы и больше совершать дел милосердия. Предписание запрещает священникам налагать на паству дополнительные ограничения.

«Пост (хотя и в достаточно упрощенной, например, по сравнению с православной церковью, форме) имеет смысл только тогда, когда внешний знак находится в неразрывной связи с внутренним обращением.

Великопостная литургия постоянно призывает нас преодолеть формализм: было бы совершенно бесполезно воздерживаться от пищи, не воздерживаясь от греха.

Христианская аскеза не ограничивается умерщвлением плоти», — отмечал священник Диогенес Уркиза.

Греко-католический священник Кирилл Григорьев, в свою очередь, указывает на то, что обращать внимание на внешние различия не имеет смысла.

Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?

«Говорить о посте в католической церкви очень трудно. Везде свои предписания. Вплоть до того, что каждая римская коллегия имеет свои правила поста. Каждая страна имеет Конференцию католических епископов или Синод, который устанавливает правила поста для своих верных.

Взять Казахстан — у латинян свои правила, у восточных католиков — свои. Суть поста в целом и не отличается от православной церкви — это приготовление себя к переживанию Пасхи. Пасха Страстей (Пасхальное Триденствие) и Пасха Воскресения.

Во время поста верующие готовят свою душу и тело: подают милостыню, делают дела милосердия, совершают покаяние, практикуются в воздержании».

Пост у протестантов

Сложнее всего разобраться в определении поста у протестантских деноминаций. Основной вдохновитель Реформации Мартин Лютер хотя и критиковал католическую практику, тем не менее продолжал придерживаться Великого поста. Эта традиция сохранилась и в лютеранских общинах, одна из которых представлена и в Екатеринбурге.

У протестантов, однако, нет каких-либо ограничений в выборе продуктов питания. Верующим предписано соблюдать умеренность при приеме пищи и акцентировать внимание на самосовершенствовании.

В ряде христианских течениях, появившихся после Реформации, календарный пост как таковой вообще исчез и не привязан к определенному событию. К нему прибегают как к духовному упражнению или в очень тяжелой жизненной ситуации.

 pixabay.com, Дмитрий Кравченко

Источник: https://eanews.ru/news/economics/Vyyti_iz_zony_komforta__kak_postyatsya_pravoslavnye_katoliki_i_protestanty_02_03_2018

Католический Великий Пост. 26 февраля — 11 апреля 2020 года. Пепельная среда. Католиченский календарь на 2020 год. Праздники в апреле 2020 года

  • Церковный календарь
  • Католические
  • праздники
КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Католический Великий Пост  

26 февраля — 11 апреля 2020 года  

Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?

Великий пост у католиков начинается в Пепельную среду — 26 февраля 2020 года

Пепельная среда — католический праздник, отмечается за 45 календарных дней до праздника Пасхи. В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом.

В еврейской традиции посыпание главы пеплом символизировало обращение, скорбь и покаяние. C III-IV веков Церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся, после исповедания ими своих грехов.

С X века голову пеплом стали посыпать все верные, чтобы обозначить свое вступление на путь обращения. В XIV веке возложение пепла встречалось в Западной Церкви уже повсеместно.

Во время обряда возложения пепла, священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.

В период католического поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

Глубинный смысл католического поста состоит в самосовершенствовании. В эти дни верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию. Внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа, считают католики. В соблюдении постов они руководствуются «Апостольской конституцией о покаянии», обнародованной Папой Павлом VI в 1966 году.

Согласно этому документу, весь Великий пост является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений. Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса».

Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого поста, кроме больших церковных праздников. В Пепельную среду и в Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост.

В это понятие в католицизме входят: запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина.

  1. Пост у католиков имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье.
  2. Католические торжества:
  3. Непереходящие Торжества (с постоянной датой)
  4. 1 января 2020 г. — Пресвятой Богородицы Девы Марии
  5. 6 января 2020 г. — Богоявление (День Трёх царей)
  6. 19 марта 2020 г. — День святого Иосифа, обручника Девы Марии
  7. 25 марта 2020 г. — Благовещение Девы Марии
  8. 24 июня 2020 г. —  Рождество Святого Иоанна Крестителя
  9. 29 июня 2020 г. —  День святых апостолов Петра и Павла
  10. 15 августа 2020 г. — Успение и Вознесение Девы Марии
  11. 1 ноября 2020 г. — День всех святых
  12. 8 декабря 2020 г. — День непорочного Зачатия Девы Марии
  13. 25 декабря 2020 г. —  Рождество Христово
  14. Переходящие Торжества (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)
  • 12 апреля 2020 г. — Католическая Пасха
  • 21 мая 2020 г. — Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-ой день после Пасхи)
  • 31 мая 2020 г. — Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) (7-ое воскресенье после Пасхи)
  • 7 июня 2020 г. — День Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)
  • 11 июня 2020 г. — Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице)
  • 19 июня 2020 г. — Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице)

Католические праздники:

  1. Непереходящие Праздники
  2. 2 февраля 2020 г. — Сретение Господне
  3. 4 апреля 2020 г. — День святого Исидора
  4. 30 мая 2020 г. — День святой Жанны д'Арк
  5. 31 мая 2020 г. — Посещение Девой Марией Елизаветы
  6. 11 июня 2020 г. — День Святого Варнавы
  7. 13 июня 2020 г. — День Святого Антония
  8. 6 августа 2020 г. — Преображение Господне
  9. 8 сентября 2020 г. — Рождество Пресвятой Богородицы
  10. 14 сентября 2020 г. — Воздвижение Креста Господня
  11. 24 декабря 2020 г. — Католический сочельник
  12. 28 декабря 2020 г. — День святых невинных младенцев Вифлеемских

Переходящие Праздники

26 февраля 2020 г. — Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) — день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

5 апреля 2020 г. — Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)

27 декабря 2020 г. — Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические памятные дни:

  • Непереходящие памятные дни
  • 26 июля 2020 г. — Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии
  • 7 октября 2020 г. — Пресвятая Дева Мария Розария
  • 2 ноября 2020 г. — День поминовения усопших
  • 21 ноября 2020 г. — Введение Богородицы во храм

Переходящие памятные дни

20 июня 2020 г. — Непорочное Сердце Девы Марии (суббота, 20-й день по Пятидесятнице)

Посты и постные дни:

26 февраля — 11 апреля 2020 г. — Великий пост

22 ноября 2020 г. (воскресенье),

29 ноября 2020 г. (воскресенье), 6 декабря 2020 г. (воскресенье),

13 декабря 2020 г. (воскресенье). Адвент (от лат. adventus — приход) — название периода Рождественского поста, принятое в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций (например, у лютеран). Адвент — время ожидания, предшествующее празднику Рождества Христова, во время которого верующие готовятся к празднику.  

Читайте также:  Редуксин лайт и редуксин лайт усиленная формула – инструкция по применению, результаты отзывы в 2014 году

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями)

Пятница — Воздержание от пищи перед принятием Причастия Евхаристический (литургический) пост

© 2008-2020 | Tamby.info | Обратная связь

Источник: http://www.tamby.info/catholic/veliki-post.htm

Великий пост у католиков и православных: сходства и различия

© РИА Новости. Вадим Жернов

С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к «празднику праздников» – Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.

Пепельная среда

Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд «возложения пепла» – посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья – праздника Входа Господня в Иерусалим.

Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху – ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь.

Но была и другая категория людей – те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения – в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста – ред.

), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста.

Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, – рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа.

Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием.

И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней – просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», – пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием – с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг – это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница – то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

  • Страстная суббота – день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.
  • И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года – «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», – говорит католический священнослужитель.
  • Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции – богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта.

И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет – соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.

Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост – это не просто гастрономическое упражнение силы воли.

Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще – для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается.

И этот аспект Великого поста –добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости – Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», – отметил Кирилл Горбунов.

«Пост – то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», – добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

  1. Православное вхождение в пост
  2. Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное» и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.
  3. «Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы» – отметил он.
  4. И хотя подготовка к посту – еще не пост, с точки зрения «пищевого устава» эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной» то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу.

А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, – уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель – с начала поста до Пасхи – а восемь» – продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта – с Чистого понедельника – и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие – ред.

) Четыредесятницу» А последующие дни – Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица – с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня» – поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя.

Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» – время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота – единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма.

А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви.

А после литургии совершается освящение пасхальных куличей – обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста – кстати, заимствованным, из латинского обряда – является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского passio («страдание» или «страсть»). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Читайте также:  Рябина -лечебные свойства рябины - противопоказания, диеты, блюда, пищевая ценность

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы – сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение «более акцентировано»

«Одна из этих суббот – перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) – называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех «от века почивших православных христиан» Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших.

Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших – ред.

) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии – ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится.

Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается» – поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней – в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения – ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия – в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

«Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия – это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста.

Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения «пищевого устава» чем субботние и воскресные» – поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

«Длинная дорога до Пасхи» помимо Торжества Православия включает и другие праздники – преимущественно это воспоминание о тех или иных святых.

Среди них – святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста),преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста).

Третье воскресенье особое – Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

«Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл.

Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого.

Например, покаяние Марии Египетской и «Лествица» (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству – ред.) – это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие.

А память Григория Паламы – это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни» – заключил протоиерей Максим Козлов.

РИА Новости

Источник: https://pravlife.org/ru/content/velikiy-post-u-katolikov-i-pravoslavnyh-shodstva-i-razlichiya

Когда будет католический пост в этом году — философия

Католический пост 2018 году отличается от православного не только продолжительностью, но и традициями, поэтому на нем стоит остановиться отдельно. Сначала коснемся общего – смысла поста.

Так же, как и у православных, у католиков пост является периодом воздержания и подготовке к празднику Пасхи.

До Великого церковного раскола, который произошел в 1054 году, была единая христианская церковь, соответственно и правила поста были едиными, более близкими к современным православным. На этом общие черты, пожалуй, заканчиваются, а посему перейдем к отличиям.

Католический пост перед Пасхой начинается в Пепельную среду, и длится ровно сорок дней, на 8 дней меньше православного. Название Пепельная среда произошло от того, что и сегодня в католицизме существует обычай посыпать в этот день голову пеплом в знак скорби и покаяния.

Существует два канона Великого Поста у католиков: более строгий, который, впрочем, по сравнению с православным все равно кажется очень лояльным, соблюдался до середины ХХ века, а потом был принят еще более щадящий.

Строгий пост сегодня соблюдают ревностные приверженцы католической веры, большинство же предпочитает поститься по «мягкому» канону.

Пищевые ограничения католического поста

В первую очередь следует отметить, что понятие пост у католиков включает в себя как постные дни, так и периоды воздержания.

В постные дни у них нет ограничений в качестве пищи: можно есть даже мясо, но есть ограничения в количестве – плотная трапеза разрешается лишь один раз в день, ближе к вечеру, а две другие должны быть очень легкими перекусами.

В дни воздержания запрещено есть мясо, пить спиртные напитки, но при этом можно употреблять в пищу рыбу, яйца и молочные продукты.

Строгая традиция католического поста 2018 года предписывает следующий режим: все воскресения поста – обычные дни, с понедельника по субботу – постные дни, кроме Пепельной среды и Великой пятницы: в эти дни полагается воздержание.

Более легкий вариант поста у католиков предполагает отказ от мяса в следующие дни: Пепельная среда, Великая пятница, Великая суббота, и все пятницы поста.

Существуют возрастные ограничения: к дням воздержания допускаются лишь дети от 14 лет, а строгий католический пост разрешен с 21 года до 60 лет, и то при условии, что это не повредит здоровью верующего.

Духовный смысл католического поста 2018 году – 15 марта по 1 апреля

В 2018 году пост у католиков начнется 15 марта и будет длиться до 1 апреля.

Поскольку воздержание от пищи в Западной церкви носит скорее символический, чем практический, характер, большое внимание католики уделяют духовной сути поста: стараются воздерживаться от посещений светских развлекательных мероприятий, не устраивают праздников (исключения делаются только для детей), чаще ходят в церковь, молятся, помогают нуждающимся.

Документ, регламентирующий современный католический пост, называется «Апостольской конституцией о покаянии», и был издан в 1966 году при участии Римского Папы Павла VI.

Согласно «Апостольской конституции», именно раскаяние в грехах и искреннее стремление к духовному совершенствованию является основным смыслом поста у католиков, а воздержание от пищи не является приоритетным. Существует традиция – перед началом поста каждый верующий должен задать себе вопрос: «Для чего я пощусь?» и в течение всего поста через духовные размышления пытаться найти на него ответ. Если к празднику Пасхи ответ найден – католический пост прошел не зря.

Источник: https://filosofia.ru/kogda-budet-katolicheskij-post-v-etom-godu/

Католическая церковь

Постная кухня. 600 вкусных рецептовШабельская Лидия Олеговна

Глубинный смысл католического поста, как и православного, состоит в духовном совершенствовании. Ограничения в пище являются не самоцелью, а лишь путем достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и делам милосердия.

Однако современные правила Католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, несовместимыми с нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика Церкви в этом вопросе гибка и мудра: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа.

Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

Современные католики руководствуются в соблюдении постов Апостольской конституцией о покаянии, обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу, весь Великий пост (Четыредесятница – сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

Стоит отметить, что Католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса».

Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого поста, кроме больших церковных праздников.

В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

В Пепельную среду, то есть в день начала в Католической церкви Великого поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную, пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы, днем строгого поста является Рождественский сочельник.

В случае, когда кто-то не может соблюдать требования относительно поста, Церковь позволяет провести дни покаяния иначе.

Пост в Католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост – с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье.

Апостольская конституция о покаянии разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения в случаях, когда это обусловлено необходимостью.

До недавнего времени причастники также должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого так называемого евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Православная церковь
Православная церковь придерживается строгого соблюдения постов и требует этого от своих прихожан. Во время поста пища должна быть постной, то есть нельзя употреблять мясо, яйца и молочные продукты.Практика православных постов очень давняя.

Источник: https://eda.wikireading.ru/35043

Ссылка на основную публикацию