Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

Среди российских городов, переживающих пивной бум, Петербург стоит в авангарде: здесь больше всего локальных пивоварен, а сам напиток уже перестал быть элементом низкой культуры.

Роль крафтовой революции в обществе и экономике даже обсуждалась на конференции в Смольном институте свободных искусств и наук.

На волне увлечения пивоварением «Бумага» рассказывает, откуда в Россию пришла мода на местное пиво, как Петербург возглавил отечественную крафтовую революцию, что нужно знать пивовару-любителю и сколько стоит домашний пивной завод.

Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

В так называемой крафтовой революции — повальном увлечении домашним пивоварением среди любителей — из российских городов лидирующее положение занял Петербург.

Здесь работает больше всего локальных пивоварен, таких как AF Brew, «Бакунин Brewery», Labeerint Brew. Они поставляют продукт не только в питейные заведения города, но и для экспорта.

Вкус к домашнему производству пива и эля появился и у множества обычных горожан: за небольшие деньги они покупают оборудование для пивоварни и делают напитки для себя и друзей.

Производство крафтового пива стало своего рода новом ремесленничеством. В создании продукта не принимают участие крупные компании. Партии обычно ограничиваются несколькими тысячами литров, а для варки в случае необходимости часто берутся в аренду старые производства, а не создаются новые.

Кирилл Мартынов, доцент гуманитарного факультета московского НИУ ВШЭ и автор исследования о крафтовой революции и ее последствиях для России, замечает, что напитки локального производства всегда отмечены местом происхождения, а мобильность и отсутствие больших партий позволяют производителям широко экспериментировать с рецептурой и вкусовыми качествами.

Как зарождалась крафтовая революция

Начало крафтовой революции относят к 70-м годам прошлого века. Тогда в США производство и потребление сваренного любителями пива переросло в мелкий и средний бизнес.

Мартынов в докладе, посвященном своему исследованию, рассказывает, что за последние двенадцать лет производство крафта в Соединенных Штатах кардинально изменило рынок пивных напитков: крупные компании впервые теряют рынок под влиянием локальных производств. В 2014 году крафту принадлежало 52 % американского рынка.

Крафтовое пиво и эль очень популярны в Европе. При этом интерес к такому производству вслед за американцами выразили страны без богатой пивной культуры. Индустрия стремительно развивается в Норвегии, Дании, Нидерландах и Шотландии, а вот немцы, англичане и бельгийцы в данном случае к инновациям отнеслись с осторожностью.

Крафт в России

В России в целом и Петербурге в частности крафт стал не только естественным средством импортозамещения, но и успешным малым бизнесом.

Производство и дистрибуция пива и эля, сваренных в домашних условиях, стали мощным стимулом для развития алкогольной культуры. В городе стали возникать бары с пивной тематикой и соответствующей кухней.

Одним из первых было заведение Craft Bier Cafe на Гагаринской улице.

Успешную индустрию сопровождают и разного рода сложности. Среди главных проблем крафта Кирилл Мартынов называет нестабильность рынка, неопределенные перспективы импорта солода и хмеля и риски санкций: в 90 % случаев сырье у российского крафта импортное.

Кроме того, в стране для алкогольной продукции появляются новые запретительные законы, а в отличие от производителей вина у пивоваров нет господдержки. Тем не менее, как считает Мартынов, крафт крайне успешен и спрос даже постоянно превышает предложение.

Из исследования Кирилла Мартынова:

«До тех пор, пока государство относительно не вмешивается в деятельность крафтеров, пример этого растущего рынка является одним из наиболее впечатляющих примеров импортозамещения. Если в 2012 году все „хорошее пиво“ было импортным, то к 2015 году российское крафтовое пиво способно находить признание ценителей на европейском рынке».

Домашнее пивоварение

Высокое качество напитка не только сделало российское крафтовое пиво конкурентноспособным продуктом, но и из низкой культуры привнесло его в кулинарию: пиво теперь выступает в той же роли, что и вино. Для пивоваров, не ориентирующихся на рынок, а занимающихся варкой для личных нужд, крафт стал своего рода хобби.

Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

Йос Фрумкин , совладелец кафе-бара «Фартук»:

— Варка — это очень увлекательно, чем-то напоминает сборку конструктора Lego. В процессе важна педантичность действий и ничего более: строго соблюдать технологию, следовать инструкции и следить за температурой. Моя первая варка вышла довольно приличной, но все равно не сравнимой с тем, что мы привыкли получать, например, в баре. Но это был мой первый опыт — в следующий раз, надеюсь, получится лучше.

Индустрия пивопроизводства сейчас стала доступнее: все, что нужно, есть под рукой. Тем более сегодня наблюдается настоящий пивной бум: все увлечены пивом вообще и крафтовым в том числе. Ну и когда в экономике все плохо, люди активно ищут себе увлечения — количество различных домашних производств значительно возрастает.

Непрофессионалы, занимающиеся приготовлением пива дома, используют чаще всего оборудование не для варки пива из зерна, а аппарат для брожения. «Приспособления именно для варки пива дома не разместишь, это уже размах небольшого производства», — рассказывает Михаил Колесников, pr-менеджер бара Union и пивовар-любитель.

Для создания крафтового напитка в домашних условиях необходима емкость для пива, сусло, дрожжи, термометр, средства для дезинфекции, бутылки. Самый простой набор на сайте магазина «МирБир», чуть ли не единственного в Петербурге поставщика оборудования для домашних пивоварен, стоит около 3 тысяч рублей.

Как говорит директор компании «МирБир» Игорь Лехнович, их основная аудитория — мужчины до сорока. Чаще всего это люди, которые находятся в поисках оригинального хобби и хотят самостоятельно создавать для себя и компании друзей качественный алкогольный продукт.

Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

Михаил Колесников , pr-менеджер бара Union:

— Я любитель и делаю все по инструкции, которая прилагается к пивному заводику. Самое главное перед началом готовки — посоветоваться с профессионалом: он расскажет, какие ошибки можно допустить в процессе.

Как мне объяснили, лучше начинать с брожения, а не варки. Кроме того, важно понять, с какого именно сорта лучше начинать. Для этого отлично подходят темное и пшеничное, потому что в светлом или красном пиве, как говорят профессионалы, больше всего чувствуется брак.

Средняя розничная цена половины литра крафтового пива составляет 200 рублей. В домашней пивоварне можно произвести примерно 18–20 литров. «По себестоимости пиво получается дешевле, но люди делают это не для экономии, а ради самого процесса, — уверен Колесников. — Это такой аттракцион для взрослых».

Над материалом работали: Татьяна Иванова, Анна Косинская, Ксения Чапкевич

Источник: https://paperpaper.ru/craft-beer/

В мире происходит крафтовая революция! не пугайтесь, речь идет всего лишь о модных веяниях в пивной культуре

Москву можно без преувеличения назвать настоящей столицей крафта в 2016 году! В городе за последние пять лет открылось немало разнокалиберных заведений, именующих себя крафт пабами.

Об одном из таких крафтовых пабов-ресторанов под названием «Рыжий Эрик», расположенном на московском Старом Арбате, мы поговорили с его управляющим и бар-менеджером, то есть людьми, отвечающими за финансовые дела, концепцию и ассортимент, представленного на прилавках заведения пива.

Прежде чем приступить к рассказу о «Рыжем Эрике», напомню нашим читателям о том, что крафтовое пивоварение прочно вошло в мировую культуру потребления любимого напитка.

«Ремесленное пиво» – так можно перевести «Сraft beer» – представляет собой продукт небольших пивоваренных предприятий, главным отличием которого являются малые по сравнению с промышленными объемы выпускаемого продукта, тщательный подход к выбору сырья и ингредиентов, личный контроль производства, – результатом чего является высокое качество и огромное количество вкусовых вариаций напитка. Некоторые сорта крафта удается попробовать буквально один раз в жизни! И немаловажно знать, где это можно правильно сделать…

Представляю вам наших собеседников: Стас Образцов – «крафт-менеджер» (или бар-менеджер). Идеолог в крафтовом направлении заведения.

Отвечает за ассортимент, представление сортов, их ротацию, за общение с клиентами, за работу барменов и всех технических составляющих процесса управления пабом-рестораном. Кирилл Еремеев – управляющий.

На нем – ответственность за финансовую составляющую крафт-бизнеса.

Рыжий Эрик -Кирилл Еремеев и Стас Образцов
фото: Р. Егоров

Рыжий Эрик -Кирилл Еремеев и Стас Образцов
фото: Р. Егоров

Рыжий Эрик. Василий Смирнов с книгой Дао Пива
фото: Р. Егоров

Рыжий Эрик. Василий Смирнов с книгой Дао Пива
фото: Р. Егоров

История прихода ребят в крафт занимательна и неслучайна. К примеру, Стас заинтересовался темой крафта, работая барменом еще в конце нулевых. Тогда он увлекался «сочинением» коктейлей, интересовался дистилляцией. Начал экспериментировать с перегонкой, в домашних условиях готовил настойки.

В его видении это было продолжением исследования обширной коктейльной темы, только ингредиенты готовил он сам. Также Стас «зацепил» тему домашнего пивоварения, вник в историю вопроса.

Читал переводы Кима Афасижева, работы Чарльза Папазяна и других мэтров, пробовал варить пиво из концентратов (готовое сусло нужно разбавить водой и добавить дрожжей). Имея за плечами барменский опыт, Стас начал смешивать различные виды сусла, что-то туда добавлять.

Было интересно, но ему не хватало масштабности. Как правило, из набора для домашнего пивоварения получается около 20 литров напитка.

Поэтому в 2011 году Стас начал искать пивоварню, куда можно было устроиться на работу. Сначала он пообщался с известным пивоваром из «Velka Morava» Василием Ивановичем Медведевым, но в итоге устроился бар-менеджером в открывшуюся пивоварню-паб «1516», где главным пивоваром был Олег Едигаров.

В соответствии с концепцией паба Стас проводил экскурсии по пивоварне, рассказывал про процессы пивоварения. Проработав так до весны 2013 года, Стас ушел, чтобы открыть новое заведение «Craft Republic».

Здесь он работал год, как управляющий ныне культового паба, отмеченного в 2015 году 1 местом среди российских крафт-пабов в ряде рейтингов любителей пива по версии Untapped.

Здесь начинается собственно история «Рыжего Эрика», открывшегося в ноябре 2015 года на Старом Арбате. Кирилл Еремеев, также давно интересовавшийся крафтом, рассказывает, что «его учредили две пивоварни – «Velka Morava» и «Одна Тонна».

Открытие такого заведения в Москве было логичным продолжением бизнеса пивоварен, которые также являются импортерами и дистрибьюторами европейских и американских крафтовых пивоварен (Nogne O, De Molen, Kaapse, Emelisse, Hornbeer, Haand и др.

), а у «Одной Тонны» открыты три крафт-паба в Подмосковье (Жуковский, Раменское, Звенигород)».

Название паба-ресторана «Рыжий Эрик» было выбрано не случайно. В его имени отражена скандинавская тема крафтового пива, так как учредителям паба интересна тема Скандинавии в вопросах истории, культуры, кухни региона.

Кирилл говорит, что «симпатичный логотип рыжебородой фигурки с кружкой пенного имеет отношение к знаменитому персонажу норвежского фольклора Эрику Рыжему, но он воплощен без жесткой привязки к истории, сделан по мотивам скандинавского фольклора, чтобы не перегружать смысловым посылом гостей».

В мире существуют разные трактовки крафта. К примеру, американцы больше склоняются к техническому подсчету – кем и в каких количествах пиво было произведено. Есть аналогия с авторской кухней, когда известные блюда подаются в интерпретации шеф-повара.

Стас говорит о том, что ему «ближе концепция «авторского» пива в понимании крафта. Основные сорта пива сложились давно. В крафте важна идея! Что пивовар хочет получить в итоге? Под технический термин «ремесленное» крафтовое пиво подпадает продукт небольших пивоварен, но его качество оставляет желать много лучшего.

Соответственно, есть два вида пивоварен: имеющих свое оборудование и варящих пиво по контракту. У каждого вида есть свои плюсы и минусы. По-настоящему крафтовые пивоварни – те, которые не боятся экспериментировать, но делают это вдумчиво и качественно, не жалея на процесс ингредиентов и фантазии.

Им свойственен бескомпромиссный подход к конечному продукту, на чем они заработали себе имена и репутацию!».

Стас не стал бы разделять классику пива и крафт (подтверждая мысль, высказанную Михаилом Ершовым в статье «Пивные звезды светят нам»), так как важно качество продукта! С 2016 года бытует термин «пост-крафт», когда пивовары, переосмыслив и наигравшись с экспериментами, начинают возвращаться к классике и понятным вещам.

Делая акценты на качестве, сбалансированности, на тонких вещах и нюансах. Сварить хороший лагер – непросто! Чем более легкое пиво, тем виднее его дефекты, которые уже не замаскируешь излишней горечью хмеля, крепостью и насыщенностью жженого солода.

Не зря чешские пивовары – признанные во всем мире доки пивоварения, говорят так, что настоящим пивоваром является тот, кто умеет варить качественный лагер!

Читайте также:  Теплый салат из овощей - - пошаговый рецепт с фото

В разговоре Кирилл раскрывает концепцию «Рыжего Эрика», где помимо скандинавских мотивов отражена тема путешествия. «В пабе-ресторане 3 этажа. Всего на 3 этажах представлено 54 сорта разливного пива и 300 сортов бутылочного. На каждом этаже находится барная стойка со своим ассортиментом.

Идея в том, что в одном заведении находятся три разных бара. Они отличаются между собой по интерьеру и по ассортименту пива. Гость путешествует с этажа на этаж и посещает разные бары. Кухня везде одна, но в случае пива акцент делается на то, чтобы охватить все сорта – от классики до оригинальных видов крафта.

Конечно, на любой этаж можно заказать пиво из других баров паба».

Кирилл и Стас совпали во мнении, что крафт – не снобская тема! В «Рыжем Эрике» для них важна ежедневная кропотливая работа с гостями, которых нужно встретить и сориентировать (где также важны навыки барменов и официантов). Гостям предлагается то, что им могло бы понравиться. Также учитываются их предпочтения в выборе блюд и напитков.

«В этом нет особой миссии, мы не разделяем гостей на «наших» и «не наших». Если человек к нам пришел, то важно дать ему то, что ему близко и что ему хочется.

Став нашими постоянными гостями, люди пьют привычное им пиво, но рано или поздно возникает мысль – а почему бы не попробовать что-то особое? Так, постепенно люди приобщаются к новому направлению, и им открывается мир пива со свежей интересной стороны».

Мы в редакции «Нашей Версии» также работаем над качеством и переосмыслением того, что у нас получается.

Приглашаем всех на московский 2 Big Craft Day-2016, (где и когда он пройдет можно посмотреть на сайте bigcraftday.

ru), на котором вы сможете попробовать более чем 200 сортов крафтового пива от 70 пивоварен. Также не забываем напоминать нашим читателям об умеренном и ответственном потреблении пива!

Источник: https://versia.ru/v-mire-proisxodit-kraftovaya-revolyuciya-ne-pugajtes-rech-idet-vsego-lish-o-modnyx-veyaniyax-v-pivnoj-kulture

Тенденции на рынке крафтового пива в России. Что было, что будет?

Тенденции на рынке крафтового пива в России. Что было, что будет?

До конца года осталось меньше месяца, поэтому можно поговорить о трендах российского крафтового пивоварения, которые сложились к настоящему моменту, и обсудить тенденции на будущее. Мы спросили участников крафтового движения, чем им запомнился 2019 год и чего ждать в следующем.

Антон Ермаков, бар «Бутылка, Кружка и Котёл»:

«Что касается IPA в этом году, то на наш взгляд, было меньше «мутных» релизов, зато маркировкой DDH отметилось большое число новинок. Стали чаще встречаться Sour IPA, появились в достаточном количестве интересные миды, меломели. Вышло очень много новинок разных сортов с малиной, манго и маракуйей.

По «крепышам» нам показалось, что количество выдержанных в бочках релизов от русских пивоварен сильно сократилось, зато стало больше «кондитерки». Это нас, конечно, немного огорчает.

Пожалуй, «pastry stout» и DDH – это слова года в российском крафте. А что будет в 2020, трудно предугадать».

Евгений Смирнов, консультант сети магазинов «Беру выходной»:

«Можно сказать, что в 2019 году сердца биргиков и простых любителей пива завоевали IPA в стилистике милкшейк и вермонт. На этом фоне снизился интерес к классическим, West Coast IPA. Произошёл подъём стиля гозе, в особенности томатных версий. Спрос на лагеры, вайцены и некрепкие тёмные сорта остался примерно таким же.

У «крепышей» в этом году стало меньше выдержанных в бочке сортов — все наигрались, в первую очередь пивовары. Подрос интерес к стилю барливайн.

Появились интересные представители мидов. Много говорят про комбучу, но пока это скорее, про Штаты — не уверен, что это направление выстрелит в России в 2020 году.

В целом, в будущем году сохранятся примерно те же тренды».

Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

Милкшейк и New England — главные тренды IPA в 2019

Павел Логвинов, модератор российского сегмента Untappd:

«В уходящем году, пожалуй, самыми популярными стилями были различные вариации New England Pale Ale, а также Sourстили, охмеленные или с добавлением ягод и фруктов.

Тренды сохранятся, но от 2020 я жду эволюции «кислых» сортов, питаю надежды на возврат классических IPA и сухих стаутов, а также с интересом жду развития сидроделен и медоварен.

Есть предпосылки для появления новых российских крафтовых пивоварен в ритейле, и думаю, что появится ещё больше региональных фестивалей крафтового пива».

Евгений, модератор российского сегмента Untappd (Instagram):

«В этом году, по моему скромному мнению, трендом было пиво в стиле New England. Многие желают пить джуси и хейзи сорта, поэтому в следующем году оно будет не менее популярно. Оно легко пьётся, оно вкусно и у него красивый цвет.

Также продолжатся эксперименты со вкусом. Я имею ввиду какие-то сорта пива с неординарным вкусом, типа вещей со специями. Спрос на такое пиво достаточно велик, и он останется и в 2020 году, как мне кажется. Но в то же время, хотелось бы отметить, что не хватает классических сортов, типа IPA/DIPA без всяких апгрейдов».

Никита, YouTube-канал БИРВАРИЯ:

«Мне кажется, в 2019-м потребитель крафта становится более разборчивым. Я бы провел параллель с 90-ми, когда народ сначала кидался на все «заграничное», в результате чего ел всё подряд и безвкусно одевался.

А потом немного разобрался — и стал отсекать откровенный треш: наевшись милкшейками и дикими сочетаниями вкусов, потребитель начал больше обращать внимание на качество напитка в бокале, профессионализм пивоварни.

В моду снова стали возвращаться лагеры. Возможно из-за усталости от новых сортов, а возможно потому, что сварить качественный лагер не так просто и по нему можно судить о качестве пивоварни в целом.

Само понятие «крафтовая революция» существует уже достаточно много времени, сейчас можно говорить о «крафтовом застое». Появились классические сорта среди крафтовых, нетленки из разряда «вот было время» — например, «Ковбой Мальборо» пивоварни Plan B.

Есть ощущение, что гораздо меньшей популярностью стали пользоваться милкшейки. Гораздо популярнее стали сорта а-ля Бельгия — крепкие эли, пиво спонтанного брожения.

В 2020 году ожидаются две крайности. Во-первых, ещё большее возвращение к классическому лагеру. И во-вторых, уменьшение количества жидкости в бокале относительно крепости напитка. То есть будут две группы потребителей: любители классических лагеров крепостью не более 3,5 градусов или ламбиков спонтанного брожения также не более 4-х. И те, кто предпочитает крепче, насыщеннее, поплотнее

На фестивалях я заметил, что народ активно интересовался медовухами — крепкими напитками на основе мёда крепостью 12% и выше.

Потребитель будет дальше умнеть. В 2019 году пошла волна недовольства в сторону нестабильного качества продукции пивоварен, которые считались незыблемыми — Salden’s, «Бакунин».

Люди хотят быть уверены в качестве, и репутация пивоварни в таком случае очень серьёзно падает. Удивить необычным сортом уже недостаточно, важно постоянно поддерживать уровень качества, а с этим всё ещё крайне печально.

Я тоже отношусь к потребителям крафта, и как по мне — лучше простой лагер, зато стабильно качественный и вкусный».

Крафтовая революция – как крафтовая еда и напитки стали новым трендом

Миды — тренд на будущий год, о котором сошлось мнение наших экспертов

Во многом мнения экспертов разошлись. В 2019 году отошли на второй план классические IPA, уступив мутным и лактозным сортам. Вызывали интерес бельгийские стили — крепкие эли и сорта со спонтанным брожением. В центре внимания были кислые сорта, в том числе гозе с неожиданными вкусами.

Уже можно предположить, что в следующем году будет расти интерес к мидам и меломелям, возьмут своё старые добрые лагеры и пилзнеры. Вместе с тем могут «выстрелить» слабоалкогольные и безалкогольные IPA, различные сорта со спонтанным брожением.

Но, пожалуй, главное пожелание на 2020 год от любителей крафта — стабильное качество продукта без огорчающих неожиданностей.

Источник: https://craftdepot.ru/pena-dnej/tendencii-kraft/

Истина в пиве: как крафт стал главным напитком миллениалов

Крафтовое пиво – относительно новое явление для России, но несмотря на это, оно уже прочно укрепило свои позиции в индустрии. Спрос рождает предложение, и в мегаполисах появляются всё новые бары, кафе и магазины. Продвинутые рестораторы давно обратили внимание на эту тенденцию и добавили в барную карту несколько стоящих позиций от локальных пивоварен.

А тем владельцам бизнеса, кто пока не сдался под натиском крафтовой революции, предлагаем побольше узнать о продукте и современных форматах баров.

Развитие рынка

В России пиво всегда считалось продуктом простым и демократичным, в какой-то мере даже маргинальным. Большим спросом оно пользовалось разве что в спортбарах, рюмочных и чебуречных. Со временем вкусы потребителей стали более изысканными, тогда на рынке появились солидные заведения, например, ирландские пабы или чешские пивные.

Посетители стали чуть более искушенными, находили ноты жжёного кофе, карамели или хвои в своём стакане и всё чаще приходили в бар за любимым элем или стаутом. Импортное пиво начало терять свою привлекательность с повышением курса валют, в то же время в крупных городах страны начал появляться новый продукт – крафтовое пиво, отличающееся более глубоким и насыщенным вкусом.

Возможность получить высококачественный напиток по демократичной цене, к тому же поддерживая местных производителей, поспособствовала быстрому развитию рынка крафтового пива в стране.

Что надо знать о крафтовом пивоварении

Напиток, сваренный небольшими партиями по индивидуальной рецептуре, позволяет подходить к процессу творчески и постоянно удивлять потребителя новинками. По данным исследований Totta Research, среди любителей ремесленного пива около 80% опрошенных заявили, что продолжат экспериментировать с новыми брендами на рынке, и только 4% сказали, что не будут этого делать.

Так как в крафтовом пивоварении существуют постоянная ротация пива, надо понимать, что не получится в течение месяца продавать одни и те же позиции.

Большинство ремесленных пивоварен контрактные, то есть варят свой продукт на мощностях крупных заводов, а значит не могут полностью контролировать процесс варки. Необходимо учесть, насколько стабильное качество предоставляют интересующие вас пивоварни при их выборе.

К счастью, на сегодняшний день есть несколько крупных брендов с отличной репутацией, которым можно довериться.

Популярные стили и тренды

О вкусах не спорят, но есть сорта пива, которые задают тренды. Самым яркий среди них — NE IPA и его вариации.

Благодаря своему фруктово-цитрусовому профилю и небольшой горечи, этот сочный и мутный напиток мгновенно завоевал сердца любителей пива.

Стоит добавить, что напитки, выдержанные в бочке из-под известных алкогольных брендов, уже на протяжении нескольких лет не теряют популярности среди биргиков (beergeek – человек, который разбирается в пиве, в его разновидностях и вкусах).

Ещё одна интересная тенденция появилась совсем недавно – кислое пиво с добавлением овощей. Обычно, в процессе его приготовления используются нейтральные по вкусу ингредиенты: томаты, огурцы, капуста. Сезонность также сильно влияет на желания потребителей.

В тёплое время года растут продажи лёгких и кислых сортов, а с наступлением холодов следует запастись плотным и крепким пивом, может также понадобиться оборудование для подогрева сидра. К Хеллоуину обычно популярен тыквенный эль, а к Рождеству — пряные напитки.

Современные тапрумы

Сейчас посещение пивных баров – не просто способ отвлечься от рабочих будней, а возможность отдохнуть в комфортной атмосфере, приобщиться к новой культуре, а иногда и поучаствовать в развлекательных мероприятиях.

Основной аудиторией современных пивных являются миллениалы. Для них крафтовое пиво – часть еженедельной рутины: они встречаются в баре с друзьями, обсуждают дела с коллегами после рабочего дня, отмечают маленькие победы.

Интересно также, что за последние годы значительно выросла популярность крафтового пива среди женской аудитории, по данным исследования Brewers Association, 25% женщин раз в неделю выбирают крафт, к тому же среди женской аудитории этот напиток по популярности обогнал вино. Тапрумы новой волны в Европе обычно учитывают женскую аудиторию, поэтому делают ставку на простой и лаконичный интерьер без атрибутов маскулинности, рок-эстетики и намёков на дровосеков. В России стереотипы пока не сдают позиций, но это вскоре изменится.

Читайте также:  Продукты для диабетиков - польза диабетических продуктов

Фудпэйринг

Перед тем, как добавить в барную карту несколько позиций крафтового пива, стоит учитывать основное меню и знаковые блюда заведения. Можно даже обратиться за помощью к пивному сомелье, этот человек поможет составить карту с учётом вкусов аудитории.

Ещё один важный момент — фудпейринг: пиво должно сочетаться с едой и подчеркивать его вкус. Одни сорта удачно смотрятся с закусками, вторые — с сытными мясными позициями, третьи — с десертом. Желательно иметь в холодильнике варианты пива для разных блюд и периодически обновлять некоторые позиции и рекомендовать посетителям удачные сочетания.

Итог

Рынок крафтового пива стал развиваться стремительно, революция состоялась, и игнорировать этот факт очень неразумно. «Крафтовое пиво теперь это просто нормально» — пишет Афиша Daily, и теперь в каждом уважающем себя заведении современный житель мегаполиса рассчитывает на нечто большее, чем масс-маркет вроде Bud и Heineken.

В России довольно быстро подхватили тенденцию, и сейчас уже крафт вырывается за пределы тапрумов и пабов, составляя компанию крупным гастрономическим проектам и небольшим аутентичным кафе. Дальше — больше.

Источник: https://quickresto.ru/news/kak_kraft_zanyal_svoyu_nishu/

На пороге крафтовой революции: как ремесленники завоевывают рынок

Футуристы и маркетологи в один голос заявляют: будущее не за массовым продуктом, а за ремесленным производством. Общество все больше симпатизирует продуктам и вещам ручной работы. Почему, выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Мария Лышнова.

Эти торты – как произведения искусства. И они не только вкусны, но и полезны. Марина и Полина готовят их небольшими партиями на собственной кухне – без сахара, с использованием так называемого суперфуда: ягоды макуа, кокосового масла и даже ирландского моха. Продукт эксклюзивный, что и отражается на конечной цене, она как минимум в 2-3 раза выше, чем у обычных сластей из магазина.

«Себестоимость не очень низкая, мы пытаемся снизить. Продукты зачастую дорогие, но тем не менее есть люди, которые стараются вести здоровый образ жизни. Для них наши десерты – панацея», – говорит основатель проекта Марина Виллер.

Такие пирожные, конечно, не найти на полках супермаркетов. Это штучный товар, произведенный маленькой партией и по индивидуальным рецептам. Иначе говоря, крафтовый, от английского craft – ремесло. 

Крафтовая экономика – это мировой тренд. Все началось в США, когда продукция массового потребления вышла из моды. Потребители устали от одинаковых брендов и агрессивной рекламы. Им понадобилось нечто свое, произведенное с душой. Вскоре эту тенденцию почувствовали и в России. И принялись, стряпать, шить, мастерить. 

«Крафтовые продукты очень популярны, это товары и продукты питания, это кустарное или ремесленное производство. Все, что относится к крафту, это ограниченное производство. Крафт – то, что на другой стороне потребления. Сначала массовое потребление, затем точечное», – говоит маркетолог Андрей Арно. 

Самая популярная крафтовая продукция в России – пиво. Предполагается, что его варят на маленькой семейной пивоварне по уникальному рецепту из отборных материалов. Однако хитрые маркетологи уже воспользовались популярностью слова «крафт» и называют им массовую продукцию.

«Если человек хочет подчеркнуть, что он любитель пива, и он не согласен пить пиво массового производства, он выбирает крафтовое пиво. Хотя в большинстве случаев пиво сварено на заводах и просто имеет шильдик», – объясняет Арно.

Кстати, эта крафтовая революция – далеко не первая. Всплеск интереса к ремеслам экономисты фиксируют раз в несколько десятилетий. Как показывает предыдущий опыт, части кустарных производителей удается существенно нарастить объемы и выйти на большой рынок.

В этом случае товары теряют индивидуальность и становятся частью масс-макета.С амый яркий пример – американский фаст-фуд.

Ведь известные мировые сети ресторанов быстрого питания начинались с уютных семейных кафе, где гамбургеры и куриные крылышки готовили с теплом и любовью. 

Читайте нас в Telegram.

Источник: https://mir24.tv/news/16279572/na-poroge-kraftovoi-revolyucii-kak-remeslenniki-zavoevyvayut-rynok

Крафтовая революция: на пути к светлому будущему – интервью с Алексеем Акселем

Все про крафтовую революцию в России и мире журналу Московской Пивоваренной Компании «Честный пивовар» рассказал директор «Волковской пивоварни» и президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель. Публикуем интересные тезисы.

О «крафтовом Ленине»

Когда проходит время и начинают изучать историю вопроса, обычно всплывает какой-нибудь лидер. Но революция всегда делается большим количеством людей. В крафтовой происходит так же: она совершилась благодаря усилиям многих пивоваров-энтузиастов.

Если говорить о крафтовом Ленине, то сразу приходит образ Миккеля Борг Бьергсё из датской пивоварни Mikkeller. Как Ленин написал тысячи трудов, так и Миккель сварил тысячи разных сортов пива. Но это в Европе.

В России я не могу выделить одного какого-то активиста или пивовара, у истоков движения стояло несколько крафтовых пивоварен первой волны – Victory Art Brew, Юрий Катунин с Craft Brew Riots, питерская пивоварня Knightberg, ребята из Jaws (Екатеринбург), «Бакунин» и AF Brew.

Во главу угла я, наверное, поставил бы «Василеостровскую пивоварню», поскольку они одни из первых начали заниматься варкой специальных и крафтовых сортов.

Можно сказать и о том, какие сорта изменили представление о пивоварении в России. Это «Эль Мохнатый Шмель» от Московской Пивоваренной Компании, который вывел на новый уровень массовое пиво. «Раскольников» от Craft Brew Riots – русский имперский стаут, самый известный на сегодня у нас. Это Red Machine от Victory Art Brew и это RedRum от AF Brew.

О трудностях и кризисе

Крафт заходит на рынок на волнах экономического кризиса, а стоит он недешево, в силу определенных причин. Сегодня крафт – пиво для больших городов, где у людей есть деньги.

Если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге всё бурлит и процветает и публика знакома с тем, что такое крафт, то в регионах тема еще новая и даже малодоступная.

И пока это небольшой, практически микробный рынок – 1% от общего пивоваренного рынка РФ.

Следующий аспект – в целом культура потребления пива в стране страдает. О том, что такое крафтовое пиво, какие бывают стили, как его правильно пить, чем заедать – такой информации практически нет.

Об отношениях с пивгигантами

Представители транснациональных компаний вряд ли будут просто наблюдать, как крафт постепенно забирает долю и так падающего рынка, они подключатся в эту игру. Будут пытаться формировать крафтовую полку в магазине, занимая места, и предоставлять комфортный ценник – ниже, чем могут позволить себе крафтовые пивовары.  

О секрете успеха

В самом процессе создания крафтового пива присутствует дух свободы и творчества.

Это попытка в рамках одной пивоварни создать как можно больше пива в различных стилях, с авторскими рецептурами, с использованием различных ингредиентов.

В результате иногда получаются удивительно вкусные и интересные сорта. И если этот процесс попробовать загнать в рамки, ниши, начать выдвигать требования – это будет не «по-крафтовому».

Можно экспериментировать, создавать, удивлять, привлекать интерес разнообразными сортами, но когда ты начинаешь производить пиво в достаточном количестве для того, чтобы делать бизнес, все-таки в дело вступают рыночные законы, которые характерны для нового продукта. Ты должен доказать, что ты лучше, ты должен конкурировать – вокруг тебя есть и другие.

В нашей стране у крафтовых пивоваров довольно высокие издержки, но если раньше многие понимали и принимали, что крафт – это дорого, потому что небольшие объемы и пивоварен не так много, то теперь конкуренция возрастает, люди вынуждены снижать цены на свою продукцию и думать об увеличении объемов производства. Думаю, что те пивоварни, которые работают с заделом на будущее, у которых есть какие-то бизнес-планы и есть инвесторы, увеличат свои мощности и смогут производить пива больше, развивать свои продажи. А пивоварни, пренебрегающие бизнес-планированием, будут вынуждены оставить бизнес.

О критериях крафтовой пивоварни

Большинство людей в России пользуются определением Американской пивоваренной ассоциации, в нем есть несколько положений, причем некоторые уже устарели.

Например, крафтовой пивоварня называется в том случае, если может производить не больше какого-то количества миллионов баррелей. Некоторые крупные пивоварни, типа Sierra Nevada или Brooklyn Brewery, давно уже вышли за пределы этих цифр.

Теперь нужно двигать этот количественный барьер, определяющий объемы производства. Еще требование – производить из натурального сырья.

Многие глобальные компании производят пиво исключительно из натурального сырья, тем не менее, не относятся к крафтовым.

В России склоняются к тому, что это должна быть небольшая, независимая пивоварня. Но я считаю, что в крафте важен, прежде всего, подход к пивоварению. Он может применяться как на крупной индустриальной пивоварне, так и на небольшой ремесленной.

Это творческий процесс, когда главным лицом пивоварни является креатор-пивовар, у которого есть желание и задача в рамках одного производства создать как можно больше разнообразных, уникальных, интересных и ярких, оставляющих впечатление стилей пива, которые не оставят равнодушными потребителей.

О «Волковской пивоварне»

Кроме большой «Волковской», есть еще небольшое экспериментальное производство – тоже относящееся к «Волковской» и являющееся ее частью. Это не бизнес, это экспериментальная лаборатория для создания сортов. Если большая «Волковская» на сегодня выпускает шесть сортов пива, то экспериментально мы сделали 48. Каждый месяц мы варим новые сорта и пытаемся ими удивить.

В этом году варили портер, сделали копченое пиво, вишневый эль, выпустили New England IPA. У нас бывает много интересных людей, которые хотят с нами делать коллаборации.

С проектом «50 оттенков синего» – ребята снимают всякие передачи и сюжеты про крафтовый мир – создавали пиво с картофелем.

Еще Михаил Ершов на нашем мини-производстве совместно с производителем ножей «Первый цех» сделал пиво «Шарпей» с табаско – хорошие были отзывы у людей. Сейчас к выпуску готовим персиковый эль.

О Craft Depot

Craft Depot – это моя общественная нагрузка. Проект изначально был задуман в маркетинговой плоскости: мы создали Ассоциацию, основная деятельность которой была направлена на рост крафтового рынка и рост потребителей. Сейчас в нее входит 26 российских пивоварен и 8 иностранных, работающих на российском рынке через дистрибьюторов (импортеров), либо через представительства.

У нас есть несколько проектов. Прежде всего – большой Craft Depot Fest, который мы будет делать в третий раз – крупнейший пивной open air, который мы проводили на заводе «Флакон», скорее всего, сотрудничество с ним продолжим. Есть планы тиражировать фестиваль на Питер.

Источник: https://profibeer.ru/beer/30407/

На смену крафтовому пиву пришли авторские дистилляты

«Под другим деревом кучер вечно перегонял в медном лембике водку на персиковые листья, на черемуховый цвет, на золототысячник, на вишневые косточки, и к концу этого процесса совершенно не был в состоянии поворотить языком». (Гоголь, «Старосветские помещики»)

«Крафтовой революции» пророчат конец уже который год. И вроде бы все уже перепробовали все что можно, но молодежь, да и люди постарше все еще исправно заполняют столики в маленьких подвальчиках, где на стене висит доска с тридцатью сортами пива.

Пивной крафт стал уже привычным и понятным до такой степени, что даже утонченные «винные» девы, кажется, успели выучить, чем DIPA отличается от шоколадного стаута или барливайна.

Но как только мы успели постичь эту заковыристую науку и обрести если не любовь, то хотя бы трогательную привязанность к паре-тройке отечественных пивоварен, как оказалось, что на этом история не заканчивается.

«Железный конь идет на смену крестьянской лошадке», а на барные стойки и в магазины Питера и Москвы следом за крафтовым пивом степенно заходят крафтовые дистилляты. Похоже, именно они станут трендом для любителей выпить и закусить quantum satis в будущем году.

С чего все началось?

По всей видимости, с виски. На международном рынке «благородной шотландской самогонки» уже много лет наблюдается чрезмерный ажиотаж, связанный с тем, что Китай и Индия пьют, а им все мало.

Читайте также:  Детская аллергия – на какие продукты может быть аллергия у детей, что кушать при аллергии ребенку?

Производители стараются изобрести новые продукты с иными нотками и оттенками вкуса, чтобы удовлетворить запросы всего мира. В 2010 году бельгийский пивовар Урбэн Куотто готовил партию своего фирменного десятиградусного темного эля, но при снятии пробы обнаружил, что бухнул туда не тот хмель.

В этом месте испорченное пиво надо было слить и начать варить новую партию, но Куотто решил перегнать его в крепкий алкоголь.  Так получился Pannepot Distillate — один из первых пивных дистиллятов, и родилась идея коллабораций производителей виски с крафтовыми пивоварами.

Что, в общем-то, неудивительно, ведь вся разница между пивом и виски заключается лишь в технологии обработки сусла, которое либо сбраживается, либо подвергается дистилляции.

С тех пор в погреба было заложено немало пивных дистиллятов и крафтового виски и многое уже попало в продажу. Например, Two Lanterns American Whiskey — лагер, подвергнутый тройной перегонке и выдержанный в бочке из-под бурбона.

Заодно родились еще две тенденции — выдержка обычного виски в бочках из-под крафтового пива и дистилляция пива с применением технологии вакуумной перегонки, благодаря чему появилась возможность вообще отказаться от выдержки напитка в бочке и получить виски с пивным вкусом.

А дальше и в США, и в Европе началось то же самое, что и с пивом — бум крафтовых дистиллерий, эксперименты с необычными вкусами, рост интереса к локальным крепким напиткам вроде шнапса, граппы и сливовицы. Словом, все то, что и составляет саму философию крафта.

С точки зрения экономической статистики ситуация на европейских и американских рынках сейчас такова: продажи пивного крафта продолжают расти, но этот рост постепенно замедляется, в то время как рынок крафтовых дистиллятов прет вверх со скоростью под 30% в год.

«Если говорить о российской культуре дистиллятов, то у нас все началось с домашнего производства, — напоминает Эльдар Мамедов, управляющий бара “Рюмка” на Мясницкой. — То есть с попыток вернуть то, что было потеряно еще в XIX веке.

К примеру, Михаил Михельсон, один из основателей Laboratorio Distilita, где я раньше работал, до этого лет десять занимался самогоноварением для себя, а потом, когда он начал сотрудничать с командой AF Brew, пришла идея перевести это в формат производства».

В России

До 2015 года развитие наших крафтовых дистиллерий тормозилось законодательным запретом, а вернее, отсутствием ГОСТа на зерновые дистилляты. На виноградные — пожалуйста, гнать коньяк и бренди никто не запрещал, а вот виски, крафтовые водки, хлебные вина, самогоны и полугары оказались за пределами правового поля.

Из-за этого отечественным дистилляторам приходилось действовать по схеме, опробованной уже многими крафтовыми пивоварнями: «Отправляем сырье за границу и получаем готовый продукт». К примеру, линейки «Русских оригинальных напитков» и Laboratorio Distilita на самом деле производятся на мощностях эстонской дистиллерии Mоэ, существующей аж с XVII века.

Сейчас она сама выходит на российский рынок с маркой «самогонов» Handsa, хотя сам производитель называет этот напиток «ржаной бренди». «Родионов и сыновья» делают свои знаменитые полугары в Польше, а «Деревенский самогон» — в Литве.

Единственным исключением стал виски «Прасковейское», его с 2008 года выпускает тот самый ставропольский завод, который еще в 1990-х радовал не очень богатую публику своими кальвадосами, коньяками и винами.

И хотя 1 июля 2015 года искомый ГОСТ наконец-то появился, бума российских крафтовых дистиллятов все равно не случилось. Все, как всегда, упирается в деньги — стоимость лицензии составляет 10 млн рублей, что совершенно не по силам малым производителям.

В одном из своих интервью трехлетней давности владелец питерского бара Brimborium Егор Кузин с грустью сказал: «Дистилляты в русском стиле востребованы, но мне не известен ни один акцизный российский самогон».

С тех пор ситуация практически не поменялась, разве что на знаменитом своей водкой «Чистые росы» Саранском ЛВЗ родился бренд «Самовар» — там все-таки удалось получить лицензию, и теперь они чуть ли не единственные в России, у кого есть право называть свою продукцию самогоном в соответствии с ГОСТом.

Вторым ЛВЗ, получившим вожделенную лицензию, стал Уржумский, выпустивший свой самогон «1833» по «оригинальному историческому рецепту».

К слову, любые «традиционные самогоны» являются типичным примером ложной торговой марки, поскольку в Российской империи никогда не выпускались напитки крепостью выше 40%, как и не существовало самого слова «самогон» — оно появилось только в 1915 году для обозначения нелегально произведенного крепкого алкоголя.

«Крафт — это нынешний тренд, — говорит Борис Родионов, основатель алкогольного бренда “Родионов и сыновья”, историк и автор книги “Правда и ложь о русской водке”. — Потребитель хочет чего-то мелкосерийного, руколепного и уникального.

Наша частная винокурня всячески способствовала появлению ГОСТа на зерновой дистиллят, но за четыре года, насколько мне известно, всего два крупных ЛВЗ получили лицензии и выпускают по нему свои напитки.

Если мы говорим о самогонщиках, то они делают абсолютно разные дистилляты, вплоть до того, что перегоняют не только фрукты и зерно, но и табак, и даже более оригинальные продукты. Но продавать их они не имеют права, по закону это наказуемо.

Я отношу начало тренда на крафтовые дистилляты к 2010 году, когда я выпустил на рынок ржаные дистилляты “Полугар”, “Кривач” и “Сивуху”, и я убежден, что это мы сформировали целую категорию напитков.

Дальше это направление будет только развиваться — у самогонщиков в России много свежих идей, многие делают качественные и креативные дистилляты. Наша винокурня уже выпустила за десять лет более 25 сортов “Полугара”, и мы на этом не остановимся. И, разумеется, дистрибуторы будут привозить в Россию все новые и новые импортные крафтовые напитки».

Видя, что идея крепкого крафта все больше уходит в народ, уставший травиться «казенной» водкой и все активнее покупающий домашние самогонные аппараты, производители, как всегда, попытались встроиться в поток.

Результатом этих попыток стала, к примеру, крафтовая водка «Борщевка» — смесь дистиллята со знакомым всем потребителям магазинной водки спиртом «Люкс». Или продукт «Морозов. Перегон №1.

Водка на рогах» с тем же самым спиртом «Люкс» в составе.

«Чемерисов и партнеры» занялись восстановлением традиционного русского хлебного вина. Их производство буквально разбросано по всей Европе — заводы есть и в Латвии, и в Белоруссии, а сам процесс перегонки и вовсе осуществляется в Бельгии на аутентичном старинном оборудовании.

«Они даже отливают специальное голубое стекло для своих бутылок, — восхищается Эльдар Мамедов. — И пустили в отходы несколько тысяч бутылок, прежде чем добились того самого цвета, который использовался 150 лет назад.

С содержимым, конечно, хуже, поскольку оригинальный рецепт не сохранился, Советский Союз “съел” все, так что они, как и Родионов, пытаются примерно воссоздать то, что было».

Где попробовать?

Пока шла героическая борьба за ГОСТ, российские рестораторы попытались сами встроиться в крафтовый бум с противоположной стороны, разнообразя ресторанные и барные меню многочисленными самодельными настойками из готовых спиртов без применения дистилляции.

По состоянию на 2015–2016 год как минимум десяток московских гастрономических заведений сделали настойки одним из хитов своего меню.

Так, в ресторане сибирской кухни «Чемодан» восстановили рецепт известного в основном по сочинениям классиков русской литературы «Ерофеича», «Юность» радовала посетителей бурбоном на вишне и бренди на кураге, «Честная кухня» предлагала хреновуху с медом и настойку на корне имбиря с лимоном и лаймом и так далее.

Но бары с настоящими крафтовыми дистиллятами все же пришли к нам из Питера, точно так же, как и в свое время пивной крафт.

Именно там в 2016–2017 годах начали открываться флагманские рюмочные нового формата — «Вкус есть», «Банщики», «Русская рюмочная №1», Brimborium и, наконец, Laboratorio Distilita с барной картой на 150 пунктов.

К открытию последней приложил руку Константин Лялин — совладелец известной многим любителям пивного крафта отечественной пивоварни AF Brew и одного из самых известных питерских крафтовых баров Redrum.

Сегодня в Питере насчитывается уже около 30 заведений, специализирующихся на крафтовых дистиллятах, но, по мнению Эльдара Мамедова, внимания достойны не более пяти-шести.

«Интерес растет бешеными темпами, — добавляет он, — к нам в “Рюмку” каждый день приходит очень много народу, потому что это относительно новый формат для Москвы, других заведений такого формата просто нет. Сейчас Питер передает эстафету Москве, но Москва пока не может существовать без Петербурга, большинство эксклюзивных напитков из нашей барной карты мы покупаем у ребят оттуда. По слухам, в скором времени в Москве откроется филиал бара Redrum, который будет специализироваться и на крафтовом пиве, и на крафтовых дистиллятах, ввезенных все той же “Лабораторией”».

По словам Бориса Родионова, в Москве есть места, куда можно пойти, чтобы приобщиться к культуре дистиллятов чуть посерьезнее: «Не могу не порекомендовать “Гербариум бар” на Петровке, 21, и рюмочную “Герберг” на Таганке. Разумеется, любителям стоит также посещать выставки и дегустации, например проходящий в мае “Крепкий мир” или “Кубок малого шлема”, который состоялся в ноябре».

С чего начинать?

Глобально крафтовые дистилляты разделяются на две большие ветви — зерновые (виски, самогоны, джины и хлебные вина) и фруктовые (чача, граппа, бренди).

А дальше начинается «мир без границ», поскольку изобретать новые вкусы и добавлять к ним оттенки можно до бесконечности. «В Европе выбор рецептур гораздо шире, — говорит Борис Родионов. — Люди там не теряли 120 лет, как в России после запрета полугара в 1895 году.

Спектр выпускаемых в мире крафтовых дистиллятов огромен, от аквавитов на травах до сицилийского дистиллята из шоколада».

Все бесконечное многообразие вкусов крепкого крафта получается, по сути, двумя способами — настаиванием либо дистиллированием с добавлением новых ингредиентов. «В Питере, в “Лаборатории”, мы сами экспериментировали с новыми вариантами, — вспоминает Эльдар Мамедов. — У нас в подвале стоял небольшой алембик, через который мы прогоняли пшеничные и ржаные дистилляты.

Один из результатов этих экспериментов сейчас стоит у нас в “Рюмке” на полке — это Fungo Mysterra, грибной дистиллят. Изначально мы делали его как настой обычного ректификата на сушеных белых грибах. Такой своего рода алкогольный грибной суп, а в какой-то момент мы решили его перегнать. Получился интересный, крепкий, понятный напиток с концентрированным вкусом той самой грибной настойки.

Кстати, производство таких штук никаких законов не нарушает, поскольку перегон уже готовых настоек у нас не подпадает под ГОСТы. Или вот рядом на доске у нас Smokecraft — там напиток в процессе дистилляции пропускается через древесные смолы.

Принцип тот же, что и со вкусовыми джинами: в цепь перегонки включается корзина с некими ингредиентами, и напиток непрерывно проходит сквозь эту корзину, насыщаясь ее содержимым».

Эльдар считает, что начинать пробовать надо именно с близких к русской традиции зерновых дистиллятов, будь то один из родионовских полугаров, нечто вышедшее из подвалов питерской «Лаборатории» или новомодная Handsa: «Виски — это все-таки не самый понятный продукт для русского человека. Такая же история с фруктовыми дистиллятами: когда люди заказывают их, то ожидают какого-то взрыва вкуса и сладости и сильно разочаровываются. Так что если человек раньше не пил ту же чачу, то не стоит с нее и начинать. Зато водку пили практически все, так что нам ближе то, что сейчас делают Германия и Дания. И, разумеется, рекомендую собственную продукцию Laboratorio Distilita, в первую очередь из-за ее качественной, простой и понятной базы. Дальше можно постепенно развиваться в том или ином направлении, пробуя разных производителей, разные вкусы и выдержки».

В общем, крафтовые дистилляты — это тренд, который останется с нами надолго. Пробуйте, посещайте бары, но помните, что это все же не пиво, крепость тут начинается от 40, а заканчивается 63 градусами, так что важно соблюдать меру.

orthodox.bar

Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/na-smenu-kraftovomu-pivu-prishli-avtorskie-distillyaty/

Ссылка на основную публикацию