Что можно и нельзя есть мусульманам – культура питания в исламе

Что можно и нельзя есть мусульманам – культура питания в исламе

Правильное питание – залог здоровья, силы и красоты человека

Пророк Мухаммад (мир ему) был лучшим из людей. Его жизнеописание и привычки, изложенные в сунне, являются образцом для подражания и эталоном правильного образа жизни. В наше время очень популярна тема зож, правильного питания, диет.

Сунна пророка Мухаммада (мир ему) относительно питания, несмотря на то, что он жил много веков назад, является актуальным руководством для современного человека. Сегодня многие сторонники здорового образа жизни проповедуют советы, о которых говорил сам Посланник Аллаха (мир ему).

Правильное питание – залог здоровья, силы и красоты человека, и его основы были заложены еще много веков назад нашим любимым пророком (мир ему):

  1. Количество употребляемой пищи.

Золотым правилом приема пищи, согласно сунне, является умеренное употребление пищи – не переедать. Количество и качество потребляемой пищи имеет непосредственное влияние на наше физическое, эмоциональное и духовное состояние.

Чрезмерное потребление пищи – это прямой путь к ожирению, что может привести к бесчисленным проблемам со здоровьем, включая болезни сердца, инсульт, диабет и даже рак.

И главной профилактикой перечисленных болезней является правильный подход к приему пищи.

Сунной является ограничивать порцию еды так, чтобы ее было просто достаточно для пополнения сил и хорошего состояния.

Пророк (мир ему) не говорил о необходимости голодания, а скорее подчеркивал важность не переедания: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания».

Пост был неотъемлемой частью жизни Посланника Аллаха (мир ему). Он держал пост каждый понедельник и четверг. Он постился 13, 14, 15 дни каждого месяца. Если сложить все это вместе, получится, что примерно треть каждого месяца Пророк (мир ему) держал пост.

Пророк Мухаммад (мир ему) принимал пищу один раз в день. Если он ел утром, он не принимал пищу до следующего утра. Если он принимал пищу ночью, то он не ел до следующей ночи.

Безусловно, это не совсем предоставляется возможным при современных темпах жизни, но в этой практике посланника Аллаха (мир ему) заключается главный принцип приема пищи. Он (мир ему) сказал: «Верующий ест в один желудок, а неверующий в семь».

Ученые на основе многочисленных исследований убедились в том, что глубоко и полноценно дышать намного легче, если желудок человека не наполнен.

Кроме духовной пользы, соблюдение поста имеет множество преимуществ для здоровья человека: снижение кровяного давления, уменьшение риска развития рака, уменьшение предрасположенности к стрессу, сжигание жира, улучшение контроль уровня сахара в крови и контроль аппетита.

Посланник Аллаха (мир ему) избирательно относился к выбору своей пищи. Его рацион состоял из простых и полезных продуктов, таких как финики, арбуз, ячменный хлеб, молоко, мед, огурцы, оливковое масло, тыква и иногда мясо. Безусловно, посланник Аллаха (мир ему) не употреблял запретную Всевышним пищу.

Стоит отметить, что рацион пророка (мир ему) не был сконцентрирован на мясе. Согласно современной медицине, чрезмерное потребление мяса может привести к серьезным физическим и духовным последствиям.

В приеме пищи важно не только то, что употребляет в себя человек, но и то, как он это делает. Согласно сунне трапеза приема пищи, прием пищи нужно начинать с намерения, например, забота о теле, намерение получить достаточно сил для выполнения религиозных обязанностей и совершения благих поступков.

Начинать прием пищи следует именем Всевышнего. Следует разжевывать еду хорошо, полностью проглатывать то, что во рту, прежде чем брать следующую порцию, есть не спеша и соблюдать этикет трапезы, даже если вы голодны.

Есть нужно правой рукой, хвалить вкусную еду и не критиковать невкусную, проявлять сдержанность в еде, заканчивать трапезу раньше всех, прославлять Аллаха после еды.

jamiat

Источник: https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/krasota-i-zdorove/4-pravila-zdorovogo-pitania-v-islame/

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением.

Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено».

Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах).

В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне.

По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса.

С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена.

Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу.

При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др.

, могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

  • «Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
  • Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
  • «Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
  • «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам.

Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.

Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук.

Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи.

Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

  1. Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
  2. «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
  3. Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий.

Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота.

Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

Читайте также:  Грецкий орех – чем богат и почему его нужно регулярно употреблять в пищу?

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник: https://Islam.global/semya/kulinariya/chto-nelzya-upotreblyat-v-pishchu-musulmanam/

Религия и питание: что можно и чего нельзя есть христианам, мусульманам и буддистам

С развитием человеческой цивилизации развивались и системы верований, и в первом тысячелетии нашей эры были сформированы три самых больших религиозных систем, что сейчас считаются мировыми религиями.

Эти религии, как и большинство менее распространенных верований, включают в себя не только свод догматов веры, но и целый комплекс обрядов, правил и морально-поведенческих норм, которых обязан придерживаться каждый адепт религии.

Все религиозные системы так или иначе регулируют жизнь всех приверженцев веры, устанавливая нормы и правила поведения в различных ситуациях и диктуя отношение к определенным вещам и явлениям. И конечно, практически во всех религиях уделяется очень много внимания такому важному аспекту, как культура питания человека.

Еще в доисторические времена, когда люди придерживались примитивных верований, уже прослеживалось существенное влияние религии на культуру питания, проявляющееся в традициях ритуальных принятий пищи, жертвования продуктов питания божествам, ограничений в еде в определенные дни и в обильных застольях в честь религиозных праздников.

В современных религиях существует намного больше норм и правил, регулирующих питание адептов верования, чем в первобытных анимизме и тотемизме. В священных книгах мировых религий и в многочисленных трудах и трактатах выдающихся религиозных деятелей прописан целый свод рекомендаций, ограничений и запретов, касающихся пищи.

Рассмотрим особенности культуры питания адептов самых распространенных в современном мире религий.

Культура питания христиан

Современное христианство берет свои истоки из более древней религии – иудаизма, поэтому адепты двух этих религий черпают знания о вере из одной и той же книги – Библии. Однако если иудеи признают только Ветхий завет, то христиане считают, что многие правила и норма, установленные в Пятикнижье Моисея, утратили свою актуальность после появления Нового завета, книги которого были записаны сподвижниками и последователями нового пророка – Иисуса Христа. А так как во всех проповедях Христа одной из основных тем была любовь к ближним, необходимость прощать и заперт осуждения других, правила, которых должны придерживаться христиане, существенно проще и лояльнее, чем нормы поведения иудеев.  

Культура питания христиан рассматривается в комплексе христианского образа жизни в целом, так как ее регулируют те же правила, которые влияют и на другие сферы жизни.

В частности, одной из главных добродетелей христиан является умеренность, и это качество адепты данной религии должны соблюдать во всем, начиная от отношения к финансовой сфере жизни и заканчивая потреблением пищи.

И наоборот, чревоугодие в католическом христианстве считается одним из 7 грехов, ведущих к разрушению души.

Согласно учению Христа, каждый его последователь должен на первое место в своей жизни ставить Бога и веру, поэтому христианам рекомендуется больше внимания уделять духовному развитию, а не пренебрегать духовным в пользу материального. Исходя из этого, пища христианина должна быть простой и сытной, чтобы человек мог утолить голод и получить с нее энергию для богоугодных дел.

Особых запретов на употребление в пищу определенных продуктов нет, поэтому христиане могут составлять свой рацион питания в соответствии с личными предпочтениями и умеренностью. Единственное исключение из этого правила – блюда из мертвечины и блюда, в состав которых входит кровь животных.

Однако, исходя из того, что в национальных кухнях и россиян, и европейцев блюда с кровью не пользуются большой популярностью, а мертвечину употреблять в пищу не советует не только Библия, но и врачи, можно сказать, что правила, касающиеся выбора продуктов, в христианстве очень лояльны.

К алкоголю христианство также относится лояльно – адептам этой религии разрешается употреблять спиртные напитки в разумных количествах. Причем важно, что алкоголь не только может присутствовать на праздничных столах христиан, но и играет важную роль в обрядовой части христианской религии – в частности, таинство причастия включает в себя употребление вина, символизирующего кровь Христа.

Одним из важнейших элементов культуры питания в христианстве является необходимость поститься. Во время поста каждый христиан должен максимально сосредотачиваться на духовном развитии и учиться усмирять свои физические желания, питаясь пищей растительного происхождения.

В разных ответвлениях христианства традиция соблюдения постов разнится – к примеру, католики соблюдают Великий пост (40 дней перед Пасхой), Адвент (4 воскресения перед Рождеством), а также воздерживаются от употребления пищи животного происхождения каждую пятницу, а православные постятся более 200 дней в году, но разные посты отличаются по строгости.

Культура питания мусульман

Догматы и правила ислама строго регулируют культуру питания мусульман и определяют, какие продукты питания дозволено употреблять в пищу, а какие являются запрещенными.

Согласно этому учению, вся пища подразделяется на три группы: халяль (дозволенные продукты), харам (запретная еда) и макрух (пища, на употребление которой нет прямого запрета в Коране, однако есть ее нежелательно).

Список запрещенных продуктов в исламе включает в себя следующее:

  • Мясо «нечистых» животных – свиней и ослов
  • Блюда, в состав которых входит кровь
  • Мясо любого животного, убитого не по правилам шариата
  • Мясо хищников (животных, у которых есть клыки)
  • Мертвечина
  • Мясо хищных птиц
  • Мясо рыб, не имеющих чешуи
  • Мясо рептилий
  • Внутренности животных
  • Спиртные напитки
  • Мясо жертвенного животного, приготовленное для определенной трапезы, нельзя доедать после того, как был окончен прием пищи, связанный с жертвоприношением.  

Версий, почему мусульманам нельзя свинину, внутренности и мясо хищников, несколько.

Большинство религиеведов и деятелей ислама придерживаются мнения, что эти продукты животного происхождения «нечистые», так как в рацион питания свиней и хищников входят вещества, что могут причинить вред здоровью человека, а внутренние органы любых животных способны накапливать тяжелые химические элементы.

Некоторые же историки считают, что ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя свинину, кроется в климатическом факторе. Объясняют они свою версию тем, что на территориях, исторически принадлежавших адептам ислама, большую часть года держится жаркая погода, а есть жирное мясо в жару очень вредно для здоровья.

Не менее важной составляющей культуры питания мусульман, чем разделение всех продуктов на три группы, являются посты. В исламе существует два вида постов: обязательный пост Рамадан и рекомендуемые посты (все понедельники и четверги, 6 дней в месяце Шавваль, все дни полнолуний, 9 — 11 числа месяца Муххарам и 9 число месяца зуль-Хиджа). Во время поста мусульманам запрещено употреблять в пищу любые продукты питания и напитки днем (от момента совершения утренней молитвы и до заката солнца). В Рамадан адепты ислама принимают пищу только в темное время суток, причем в постном рационе не должны присутствовать жирные, жаренные и излишне сладкие блюда.

Культура питания буддистов

В отличие от монотеистических религий христианства и ислама, буддизм представляет собой философско-религиозную доктрину, в которой нет понятия греха, а значит, нет и запретов.

Тем не менее, в священных текстах буддистов содержится ряд рекомендаций, что должны помочь адептам практиковать Благородный Восьмеричный путь и достичь Просветления.

Часть этих рекомендаций касается и культуры питания.

Восьмеричный путь также называют Серединным путем, то есть, путем, на котором нет крайностей, поэтому буддистам рекомендуется придерживаться умеренности во всем, в том числе – и в питании. А так как Просветление невозможно без отказа от материальных и физических привязанностей, буддисты должны научиться воспринимать пищу только как источник энергии, но не как источник удовольствия.

Вегетарианство в буддизме поощряется, однако не является обязательным – по мнению учителей этой доктрины, к отказу от мяса убитых животных каждый адепт должен прийти сам.

Тем не менее, буддистам не рекомендуется видеть, как убивают животных, а также есть мясо любого животного, что было зарезано специально для них.

К примеру, буддист никогда не будет охотиться и не примет в дар убитую на охоте птицу или дичь.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-i-pitanie-chto-mozhno-i-chego-nelzya-est-hristianam-musulmanam-i-buddistam

Рекомендации по здоровому питанию от Пророка Ислама

Что ел Пророк Ислама (салляллаху алейхи ва саллям) и его домашние, сахабы и их современники?  Любимые блюда Пророка? Каковы его рекомендации по здоровому питанию? Каким он был в быту? Подобные вопросы интересны не только мусульманам. Попробуем ответить на них.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отличался совершенной нравственностью, благородством, и его слова не расходились с делами. Он был неприхотливым в быту. После переселения в Медину он жил в небольшой комнате, которая была устлана циновками из финиковых стеблей, а из обстановки был только кожаный сосуд для воды и несколько подушек, набитых листьями хурмы.

Одежда его тоже была скромной: рубашка, накидка и длинное платье. Питался Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в основном финиками, ячменным хлебом и козьим молоком.

Но при этом он прожил полноценную жизнь: женился, воспитывал детей, был счастлив в окружении семьи. Его распорядок дня описан до мельчайших деталей в хадисах и исторических трудах.

Мы же рассмотрим то, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) питался.

Он был человеком богобоязненным и предпочитал во всём меру. Особенно это касалось еды. В его рационе преобладали мясо, молоко, ячмень, пшеничный хлеб, тыква, оливковое масло, мед, халва, уксус, финики, илик (костный мозг).

Как сообщала Айша (радыяллаху анха), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил сладкое: халву и мёд (Бухари, «Табакат»; Ибн Несад). Ему нравилось блюдо, которое называлось хаис, приготовленное из фиников, сыра и сливочного масла.

Абдуллах бин Джафар видел, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) кушал свежие финики и огурцы.

Он предпочитал есть хлеб с различными приправами. Джабир рассказывал, что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил какой-либо соус. «Только уксус», — ответили ему.

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) обмакнул горбушку в уксус и отметил, что он тоже является хорошим дополнением к пище (Бухари; Муслим). Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл к Убн Мухани и попросил чего-нибудь съестного.

У хозяина было немного сухого хлеба и уксус. Пророк сказал: «Давай! Нельзя сказать, что ничего нет в том доме, где есть уксус».

Как-то раз один портной пригласил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отведать угощение. На столе был ячменный хлеб, суп из костного мозга и сушёное мясо. Анас рассказывал, что наставник кушал илик, и после этого тоже полюбил это блюдо.

(Бухари; Муслим). Абдуллах бин Харис рассказывал: «Однажды, когда мы находились в мечети, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) принёс хлеб и мясо, стал кушать и угостил нас. Затем он встал и принялся совершать намаз.

Мы тоже вытерли руки и стали молиться вместе с ним».

Однажды Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) кто-то принёс мясо. Это видел Абу Хурайра. Расулюллах знал, что сподвижнику нравится филей, и угостил его (Тирмизи; Ибн Маджа). Абу Хурайра рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не отказывался ни от какой пищи. Вкусную еду он кушал с удовольствием, а если пища не нравилась, то молча прекращал трапезу (Бухари; Муслим).

Читайте также:  Какие продукты очищают сосуды от холестерина - действенные рецепты

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил повторять: «Кушайте оливковое масло и намазывайте им тело, потому что это очень баракатное дерево» (Тирмизи; Ибн Маджа; Дарими).

Иногда он совмещал одни продукты с другими. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял два кусочка ячменного хлеба, а между ними положил финики.

Отметив, что они украшают друг друга, он съел яство (Абу Давуд).

Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) кушал свежие финики с арбузом и наставлял: «Устраняем жар первого хладом второго, и холод одного — жаром другого» (Тирмизи).

Джабир передавал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что неизвестно, где в пище есть баракат, поэтому нужно кушать всё. Он наставлял: «Иблис пытается вмешаться во все дела мусульманина. Поэтому если кто-то из вас уронит кусочек еды, то пусть поднимет и очистит его, произнесет «бисмиллях» и скушает, не оставив шайтану» (Муслим).

При приёме пищи он всегда сидел скромно, не прислоняясь к стене, о чём говорил: «Я сижу так, как сидит раб, и ем так же, как ест раб». Он никогда не кушал за столом, и чаще всего сидел на правой ноге, прижав левую к животу.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал: «Берите пищу правой рукой, произносите «бисмиллях» и кушайте то, что непосредственно перед вами» (Бухари; Муслим).

Айша (радыяллаху анха) передавала его наставление: «Если кто-либо из вас забудет перед началом приема пищи произнести «бисмиллях», то когда вспомнит об этом, пусть скажет «я начинаю трапезу с «бисмиллях» и завершаю ее «бисмиллях» (Тирмизи; Абу Давуд).

Абу Саид аль-Худри рассказывал, что после завершения обеда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обращался к Аллаху с такой молитвой: «Да будет слава Всевышнему, который нас напоил, накормил и благословил нас покорностью» (Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Маджа).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Самая лучшая еда перед Всевышним та, к которой протянуто много рук. Кушайте вместе, не разделяйтесь, потому что баракат находится в обществе».

Относительно адаба принятия пищи можно обобщить рекомендации Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) следующим образом: мыть руки до начала трапезы и после неё, начинать и заканчивать есть с произнесения «бисмиллях» и молитвы, кушать правой рукой с одного края тарелки, не опираясь при этом на правый или левый локоть. Нельзя критиковать пищу, которая была поставлена на стол. Рекомендуется разделять хлеб на небольшие кусочки, а крошки собирать и кушать, чтобы не было исрафа. Если человек находится в обществе, то воздержаться от употребления в пищу свежего лука и чеснока.

Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил пить отстоявшуюся воду. Он советовал не дышать при этом в кувшин: «Когда кто-либо из вас пьёт, пусть не дышит в сосуд и отдалит его ото рта. Это и обильнее, и полезней для здоровья».

В другом хадисе сообщается, что он не рекомендовал пить большими глотками, и делал три вдоха: «Пить таким образом быстро и надолго утолит жажду, так лучше для здоровья».

Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил дуть на еду и на воду, даже если там и находился мусор (Абу Давуд; Ибн Маджа).

Помимо этого он говорил, что нельзя пить и кушать из разбитого сосуда, наставлял прикрывать посуду, а если кто увидит в воде сор, то нужно вылить эту жидкость.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал дуа перед началом принятия пищи: «О, наш Господь, сделай изобильной эту еду, дай нам удел ещё больший» (Абу Давуд; Тирмизи). В другой молитве он обращался ко Всевышнему: «Ты дай пропитания столько семье Мухаммада, чтобы им хватило на жизнь» (Бухари) Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что семья вплоть до самой его смерти не имела ячменного хлеба два дня подряд, а после трапезы не оставалось ничего несъеденного (Бухари).

В мединский период и во время блокады мусульман в Мекке умма находилась на грани голодной смерти. Абу Хурайра рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) привязывал к своему животу камень, чтобы не чувствовать голода.

Абу Талха вторил: «Мы пришли поведать наставнику о том, какая у нас трудная жизнь и нам нечего кушать, поэтому мы вынуждены камнями подавлять чувство голода.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выслушал нас, затем приподнял тунику, и мы увидели, что у него к животу тоже привязан камень».

Когда Айша (радыяллаху анха) передавала Масруку бин Аджа хадис о жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то не смогла сдержать слёз. Она пояснила: «Я вспомнила, что он четыре месяца не ел пшеничного хлеба, и мне стало его жаль».

Умран бин Зайт аль-Мадни рассказывал историю, услышанную от отца. «Как-то раз мы пошли к Айше (радыяллаху анха) и сказали ей «ассаляму алейкум, йа уммуль мумминин». Она ответила «алейкум саллям» и сильно заплакала. Мы спросили её:

— Почему ты плачешь?

— Многие из вас вкушают разнообразную пищу, а затем ищут лекарство, чтобы переварить её. Тогда я вспомнила Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и это заставило меня плакать. Перед тем как уйти из этого мира, он не ел даже дважды в день. Когда мой супруг кушал хурму, то не ел хлеб, и когда кушал хлеб, не ел хурму» (Табакат).

Абу Хурайра рассказывал, что в их доме целый месяц не горел очаг, и потому не готовилась пища. Мусульмане поинтересовались, как же жили те люди. Сподвижник пояснил: «Они питались водой и финиками. И ещё если у соседей ансаров было молоко, и да будет Всевышний ими доволен, они делились им с семьёй Пророка».

Маффаль бин Ияз аль-Хузли был близким другом Абдуррахмана бин Аффа. Однажды тот пригласил его к себе домой. Они сели вместе за стол, на котором стоял поднос с хлебом и мясом. На глаза Абдурахмана бин Аффа навернулись слёзы. Аль-Хузли спросил гостя:

— Абу Мухаммад, что заставило тебя плакать?

— Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) умер, но ни он сам, ни его семья не могли кушать досыта даже ячменные лепешки. И я не знаю, является ли благом такое богатое угощение для нас, его последователей.

Современные мусульмане, которые хотят питаться полезными продуктами, фруктами и овощами, могут обратиться к рекомендациям Корана и хадисам. В суре «ар-Рахман» говорится о различных яствах, которые полезны для человека. Посмотрим, какие: «В них — плоды, финики, гранаты» (Сура «Ар-Рахман, 55 / 68).

Как известно из «Сахиха» Бухари, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) часто кушал дыню. В ней содержатся витамины В и С, бета-каротин, употребление в пищу хорошо помогает при излечении осложнений после родов и сердечных заболеваниях. Также он любил арбуз вместе с финиками.

Древние арабы знали о лечебных свойствах этой ягоды. Они считали, что арбуз способен «очищать тело и выносить болезни из организма, если принимать его постоянно перед едой». Из-за высокого содержания железа арбуз полезен при анемии и беременности. Он способствует выведению холестерина, рекомендуется при ожирении.

О цитрусовых тоже сказано в хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он сравнивает мусульманина, часто читающего Коран, с ароматом апельсина: «У апельсина и вкус прекрасный, и запах». Известно, что цитрусовые — это клад витамина С, который является природным антиоксидантом.

В Коране шесть раз говорится о винограде: «Мы низвели с неба воду в меру (т. е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить её.

При помощи воды Мы вырастили для вас пальмовые рощи и виноградники, где на потребу вам растёт много плодов, которые вы едите» (Сура «аль-Муминун, 23 / 18—19). В одном хадисе сказано: «Не называйте виноград щедротами. Щедрость — это сердце верующего.

Однако называйте его виноградом или лозой» (Муслим). В арабском языке слово «кярм» — виноградная лоза является омонимом слова «щедрость», и люди любили называть так ягоды именно из-за их пользы.

Виноград имеет противораковое воздействие и играет важную роль в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, усиливает обмен веществ и способствует образованию эритроцитов. Лечебное воздействие обусловлено содержанием глюкозы и солей калия.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) очень ценил полезные свойства инжира: «Если бы меня попросили рассказать, какая ягода попала на землю из Рая, то я бы назвал инжир, потому что в райских фруктах нет зёрен.

И те, у кого есть болезни геморрой и гурт, пусть кушают эти фрукты». В свежем инжире содержится до 20% сахаров, что благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Соплодия обладают также отхаркивающим и смягчающим действием.

Вместе с молоком их употребляют при кашле.

Упоминается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Баклажан помогает для того, для чего его едят». Это ценный диабетический и лечебный продукт. Он помогает снизить уровень холестерина и положительно влияет на деятельность сердца. Баклажаны показаны при болезнях печени, почек, подагре, полиартрите, стимулируют работу кишечника.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал пользу грибов: «Грибы — из манны небесной, их вода — лекарство для глаз». Как продукт питания, по своим свойствам они находятся между овощами, рыбой или мясом.

У грибов приятный вкус и аромат, потому что в них содержатся экстракты различных веществ и ферменты. Они возбуждают аппетит и способствуют усвоению пищи.

Часто грибы сравнивают с мясом, и не зря: сушёные грибы вдвое питательней яиц, курицы, молока, фруктов и овощей.

Однажды Тальха бин Убайдуллах пришёл навестить Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и увидел у него в руках плод айвы.

Наставник поведал ему о питательных и успокоительных свойствах растения: «Он укрепляет сердце, помогает дыханию и устраняет тяжести в груди».

Плоды и семена айвы используют для остановки кровотечения, она обладает отхаркивающими, смягчающими и противовоспалительными свойствами. Настой можно пить при расстройствах пищеварения и заболеваниях дыхательных путей.

Источник: http://www.islamisemya.com/rekomendatsii-po-zdorovomu-pitaniyu-ot-proroka-islama.html

Питание по Сунне

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил  [1]. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания» [2].

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их [3].

Ученые говорили: «Наихудшее для желудка — это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился.

И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить.

Читайте также:  Как разнообразить здоровую диету и правильное питание

[Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых» [4].

Правильное питание — залог здоровья, силы и красоты человека[5]. Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования.

Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

Рациональное питание — это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток.

Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает.

Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак — 25–30%; второй завтрак — 10–15%; обед — 40–45%; ужин — 25–10%.

По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

Ожирение

Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания — ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

Что такое ожирение?

Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов.

Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия — в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела.

Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

Как определить, есть ли у вас ожирение?

С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

Какова основная причина развития ожирения?

Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание [6]. Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода.

Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много.

Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи.

Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения — возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения.

Для подавления чувства голода с возрастом требуется большее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать.

Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть [7].

Если пища для вас — это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес — ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

Рекомендации по питанию:

1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок — орган способный увеличиваться и уменьшаться.

При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких — сокращение.

Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

2) Не ставьте себе жестких запретов.

Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата.

Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией.

Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо — действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

3) Ключ к успеху — умеренность во всем.

Самое главное, нужно перестать считать еду одним из основных жизненных удовольствий, которых на самом деле очень много. Еда — источник энергии, а не смысл жизни!

Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание.

Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому — белки, по третьему — раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное — умеренность.

В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

4) Пейте больше жидкости.

Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода — это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%.

Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний — артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.).

Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание — достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

[2] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

[3] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С.

89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С.

854, хадис № 186 (2063).

[5] Следующая далее информация любезно предоставлена хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.

[6] «Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях.

К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, — самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания.

В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, — набирает вес.

Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

[7] Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.

Источник: https://umma.ru/pitanie-po-sunne/

Ссылка на основную публикацию